19.03.2019

Внешнеэкономическая деятельность будет упрощена

Внешнеэкономическая деятельность будет упрощена

В нашей стране в последние годы наблюдается последовательный рост объемов экспорта и импорта. Однако, несмотря на принимаемые меры, Узбекистан занял 165 место в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса-2019» по индексу «Международная торговля».

Согласно данным рейтинга «Doing business», осуществление экспорта при пограничном и таможенном контроле занимает 112 часов, при оформлении документов – 96 часов, затраты – 570 долларов США, осуществление импорта при пограничном и таможенном контроле - 111 часов, при оформлении документов – 174 часа, затраты - 570 долларов США. В зарубежных странах, занимающих высокие места по данному индикатору, время и расходы, затрачиваемые на экспорт и импорт близки к нулю. В частности, в Дании (1-е место) время и затраты на таможенный и пограничный контроли равны нулю, при этом оформление документов занимает всего час, в Беларуси (25-е место) экспорт при пограничном и таможенном контроле можно осуществить за пять часов, при оформлении документов – за четыре часа, а затраты составят 168 долларов США, время на осуществление импорта при пограничном и таможенном контроле - 0 часов, при оформлении документов – четыре часа и без всяких затрат.

В связи с этим, Министерством юстиции совместно с Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан изучено законодательство и правоприменительная практика в сфере прохождения процедур оформления документов разрешительного характера, контрольных процедур на таможенных внешнеэкономических и приграничных постах при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Было выявлены излишние бюрократические процедуры и требования. Среди них - требование о необходимости обращения за 30 дней до экспорта или импорта для оформления разрешительных документов органами ветеринарии и карантина растений, а предоставления излишних 10 видов документов (контракт, товаросопроводительные документы, акт фумигации, копии нормативных документов). Кроме того, отмечено неполное функционирование таможенной информационной системы «Единое окно», что не позволяет полностью перейти на электронное оформление документов, автоматизировать процессы осуществления контроля и обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие.

Низкий уровень автоматизации процессов при прохождении контроля на постах, а также отсутствие регламента не позволяет ускорить эти процедуры. Например, на посту «Яллама» одно грузовое автотранспортное средство прошло контрольные процедуры (пограничный, таможенный, ветеринарный, фитосанитарный, санитарно-карантинный контроли) за 75 минут, процедура проверки документов заняла около 10 минут, досмотр – около пяти, в итоге недостатков в документах и грузе не обнаружено. А вот еще 60 минут были потрачены на ожидание.

При импорте товаров импортеру выдается документ на бумажном носителе («бегунок»), в котором необходимо проставить шесть разрешительных печатей – таможенного и пограничного контроля, досмотра транспорта, ветеринарного и санитарно-карантинного, а также карантинно-фитосанитарного контроля. Даже если импортируемый товар не является подконтрольным товаром ветеринарной службы, то все равно необходимо получить печать у представителя ветеринарного контроля.

Вместе с тем отсутствие системы управления рисками в деятельности органов контроля на постах (за исключением таможенных органов), обуславливает необходимость досмотра каждого транспортного средства и груза. Это приводит к увеличению длительности прохождения процедур, а также снижению эффективности осуществления соответствующего контроля.

Изучение зарубежного опыта показало, что внедрение современных информационных систем, позволяющих оформлять и получать необходимые документы в режиме реального времени по принципу «Одно окно» и проходить таможенный, пограничный и иной контроль посредством автоматизированных систем, отмена излишних процедур и документов позволили передовым зарубежным странам значительно снизить финансовые и временные затраты на осуществление экспорта и импорта.

В целях более полного охвата вопросов при осуществлении внешнеэкономической деятельности на телеграмм-канале Министерства юстиции «Huquqiy axborot» организован опрос предпринимателей, чтобы выявить реальные проблемы в сфере. Через «qonunchilikbot» поступило свыше 100 предложений и мнений предпринимателей, которые были учтены при разработке разработке проекта по дальнейшему совершенствованию сферы.

Министерством юстиции разработан проект решения Президента Республики Узбекистан, предусматривающий:

• сокращение процедур, сроков и документов, необходимых для оформления документов разрешительного характера и прохождения контроля на постах;

• полноценное обеспечение функционирования таможенной информационной системы, позволяющей подавать заявки в режиме реального времени и получать разрешительные документы с присвоенным QR-кодом, на основании ТН ВЭД кода проводить автоматический анализ, удаленно отслеживать процесс оформления разрешительных документов;

• разработку регламента прохождения контрольных процедур на постах, а также системы управления рисками.

Источник: uza.uz